inna_red_horn (inna_red_horn) wrote,
inna_red_horn
inna_red_horn

Category:

Китай

Вчера смотрела фильмы Антониони, в том числе не виденный мною раньше документальный фильм «Чжун Го» (в позорной русскоязычной традиции называемый «Китай»).

Напомню, что в 1972 году, в разгар культурной революции, Антониони посетил закрытый Китай, чтобы снять об этой стране документальный фильм. Он получил первоначальную поддержку китайского правительства, однако был ограничен в свободе перемещения по стране и выбора объектов съемок. Поэтому вместо полугода съемки длились 22 дня.
Несмотря на вынужденный «секвестр» режиссерского замысла, итогом поездки в Китай стал эпический почти четырехчасовой фильм.

Не знаю, есть ли «Чжуан Го» в русском переводе. Я смотрела с субтитрами и в какой-то момент поймала себя на мысли, что даже и они не являются обязательными. Обо всем без слов говорит нескончаемая череда прекрасных картин и звуков.

Императорский дворец сменяется продуктовым рынком, кесарево сечение в роддоме – трудовыми буднями ткацкой фабрики, Великая китайская стена – животноводческим комплексом, одна из немногочисленных торговых улиц Пекина – страшным внутренним двориком жилого дома. Шум толпы, звонки велосипедов, смех ребенка, «Интернационал» на французском, речевки и свисток, под которые китайские студенты отправляются на трудовую повинность… И все это в неспешном ритме реальной жизни, без ускорений и замедлений.

Несмотря на то, что общим фоном картины стало убожество и бедность китайского быта, я не побоюсь назвать фильм одним из красивейших у Антониони. В нем истинная красота – красота неприукрашенного настоящего.

Глупо проводить какие-либо параллели между странами и эпохами. Но вот я о чем подумала.

Мне не хватает такого слегка отстраненного и объективного в своей отстраненности взгляда на Беларусь. Без лишних слов, без никому не нужных оценок. Просто беспощадная камера, документирующая будни и праздники. Видеоряд того, чем мы живем. Быт агрогородков и заброшенных деревень, хипстерский бар в Минске и «молчаливая» акция там же, скверик у тракторного и офис айтишной конторы, «квартирник» запрещенного музыканта и «Дожинки»… Наверное, я глупа и наивна, но мне кажется, если смешать этот странный коктейль из обыденных явлений белорусской действительности, на дне может оказаться какой-то ответ.

Как известно, первоначально поддерживаемый китайскими властями фильм Антониони был впоследствии предан анафеме, а гонения на режиссера привели к его первому инсульту. Реакция коммунистического Китая на фильм мне кажется закономерной. Предыдущий фильм Антониони – «Забриски-пойнт» с бунтами и сжиганием американского флага. Возможно, китайцы надеялись, что режиссерская эволюция Антониони пойдет от идеологии молодежного бунта к идеологии коммунистической революции. Однако в печальном для идеологов «культурной революции» итоге режиссер оказался приверженцем чистого и правдивого искусства, расположенного, вопреки учению о базисе и надстройке, как над производительными силами, так и над производственными отношениями.

Представим себе, что после небезызвестного высказывания Никиты Михалкова в поддержку смертной казни назначенных террористами белорусских граждан мистер Лу приглашает поименованного барина режиссера, так много в свое время взявшего у Антониони, снять фильм о современной белорусской действительности. А по итогу вместо киноагитки получается величественная картина белорусского быта в духе, скажем, хотя бы фильма «Урга».

Кому же такое понравится? Я подозреваю, что ни мистеру Лу, ни «змагарам», ни «застабилам».

Что ни говорите, но она существует – великая сила искусства…

Граждане режиссеры, снимите фильм о быте северо-западной окраины   бывшей империи…
Tags: амёба аполитичная, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments